?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Hans Fallada 00

ГАНС ФАЛЛАДА (1893—1947) - немецкий писатель, свидетель подъема и падения Третьего Рейха, автор волшебных сказок и реалистичных романов, сюжетов про нежных ягнят, нахального барсука и хищников в человеческом обличии, испытал нищету, нужду и безработицу, частые переезды из города в город в поисках применения, два обвинения в убийстве, три срока тюрьмы из-за растраты, мошенничества и «неуважения» к режиму, «внутреннюю эмиграцию» во время Второй мировой, уничтожение книг и запрет занятия творчеством, многократное принудительное лечение в психиатрических больницах, наркоманию, алкоголизм, и глубокие депрессии.

Уголовник, казнокрад, убийца, наркоман и пьяница, повторявший не раз «я всего лишь слабый человек», в своих книгах сумел показать десятки тысяч сражений с судьбой. Своих героев и самого себя. Разбившие не одно читательское сердце, книги Ганса Фаллады излучают мудрость, силу и веру в себя. Cпешите читать их.

Один из рассказов Фаллада заканчивает так:

«И у тебя, дружок, и у меня есть сердце, точно такое же, как у Кристы и её братика, и оно жаждет радости. Когда мы доставляем друг другу радость, нам приятно жить на нашей прекрасной Земле. А вот когда друг друга огорчаем, причиняем зло, нам становится плохо, мир кажется мрачным и капелька звёздного света, который мы носим в себе, готова угаснуть. Всегда помни об этом, дружок».

Ганс Фаллада искренне считал, что человек рождается служить добру. У него самого это получилось. И вот как.

* * *

Настоящее имя - Рудольф Вильгельм Фридрих Дитцен.

Родился 21 июля 1893 года в крошечном городке Померании - Грайфсвальд, на берегу Балтийского моря, в обычной бюргерской среде. Был третьим из четверых детей. Главные критерии воспитания - прусская строгость и дисциплина. Родители увлекались политикой, музыкой и литературой, поэтому старались передать эти увлечения и детям. Больше детьми занималась мама, дочь полунищего тюремного пастора, после кончины которого заключенные собирали средства на памятник ему, и бабушка с материнской стороны, гордая и прямодушная, существовавшая на жалкую вдовью пенсию, но не принимающая никаких подачек от богатых родственников. Отец, юрист по профессии, «обеспечивал порядок и создавал ощущения стабильности и законности», будучи человеком строгим и педантичным, сумел привить детям любовь к литературе, читая отрывки из пьес Шекспира и Шиллера. Больше внимания он уделял своему продвижению по карьерной лестнице судейского чиновника. Забегая вперед, отмечу, что в отношении с Рудольфом отец всегда оказывался на стороне общественного мнения.

1899 - Отца переводят в Верховный суд, и семья переезжает в Берлин. Рудольфа принимают в Гимназию принца Генриха в районе Шереберг.

Из воспоминаний: «У меня были все предпосылки для счастливейшего детства: самые любящие родители в мире, благонравные брат и сестры, и если я все-таки вырос сварливым, раздражительным мальчишкой с тягой к уединению, то причина была только во мне».

В гимназии он считался одиночкой и аутсайдером. Вместо ответов на вопросы учителей начинал плакать, за что высмеивался не только одногодками, но и педагогами. Часто оказывался бит сверстниками после уроков. Одноклассники даже придумали тотализатор: перед началом занятий делали ставки, на котором уроке Рудольф начнет лить слезы. Директор гимназии предложил отцу забрать Рудольфа из гимназии в связи с признаками легкого слабоумия.

1906 – Отец переводит 13-летнего Рудольфа в берлинскую Гимназию Бисмарка в районе Вильмерсдорф. Мальчик и тут притягивает к себе неприятности. Во время фотографирования получает сильные ожоги от вспышки. Через несколько месяцев на велосипеде врезается в тяжело груженый фургон. Несколько месяцев лежит в больнице «на грани жизни и смерти», затем полгода ходит на костылях. Утешение находит в чтении книг. Среди любимых авторов - Флобер и Золя, Доде и Мопассан, Диккенс и Достоевский.

1909 - Из-за назначения отца судьей в Конституционном суде семья переезжает в Лейпциг. Рудольф начинает посещать Гимназию королевы Королы. В этот период Рудольф присоединяется к молодежной ассоциации «Перелетная птица» (нем. Wandervogel), которая устраивала пешеходные экскурсии и путешествия для молодежи. Во время одной из прогулок его чуть не задавила насмерть карета. Вывернуться из-под колес удалось, но получил копытами по лицу и долго лечил ушибы, ссадины, гематомы и разбитый в кровь нос. Делает вывод: "Как много может разъяснить неожиданный удар кулаком в подбородок".

1910 - Новые злоключения. Приятели столкнули его в море, после чего тяжело заболел. Выздоровев, подхватывает брюшной тиф, который переносит с трудом. Но после долгого изнурительного лечения с болезнью удается справиться. Делает вывод: «Сегодня несчастья всего только корень счастья».

1911 - В 18 лет Рудольф разоблачен как автор анонимных писем сомнительного содержания в адрес дочери друзей семьи. Когда авторство было раскрыто, Дитцен совершил первую попытку самоубийства. Однако в последний момент пистолет удалось выхватить. В тот же день отец отправляет Рудольфа в деревню к родственникам.

В Рудольштадте он поступил в Королевскую Гимназию, где впервые обрел близкого друга. Им оказался Ганс Дитрих фон Некер, двумя годами младше и того же психического склада, что и Рудольф. Молодые люди решились совершить двойное самоубийство. Сообразив, что это слишком позорный способ умереть, договорились сымитировать дуэль. В итоге 16-летний фон Некер погиб, получив пулю от Дитцена. А Рудольф из пистолета прострелил себе легкое, и выжил. Случай получил широкую общественную огласку. Рудольфа обвинили в убийстве. Дело было рассмотрено в суде, выдали ордер на его арест,  но в рамках стандартной процедуры следствия Рудольфа отправили на психиатрическое обследование. В университетском госпитале Йена выдали свидетельство о невменяемости молодого человека. Дело закрыли. Однако Гимназию посещать он больше не мог. Аттестат об образовании не получил.

Отец сразу отправил сына на два года в частную психиатрическую больницу в Танненфилде, Саксония. Здесь он впервые получил инъекцию морфия. Впоследствии пристрастие к успокаивающему средству превратилось в наркотическую зависимость, от которой он не мог избавиться на протяжении всей своей жизни.

1912 – Во время лечения в больнице Рудольф больше времени уделяет общению с животными. При этом его опекает родная тетя - Аделаида Дитцен, на долгие годы ставшая доброй феей его становления. Тетя была прекрасно образованной и эмансипированной женщиной, ценившей современную литературу и Ницше. Именно она позже настоит на поездке начинающего писателя Рудольфа в Берлин ради представления в литературной среде. А тут тетя привозила в больницу книги, давала задания, строго спрашивала о прочитанном, чем продолжала образование Рудольфа не без его удовольствия. У Рудольфа начинают корректироваться пристрастия в литературе. Появился любимый писатель – автор завораживающих приключенческих романов для юношества - Карл Май, произведения которого Рудольф скупает - все 57 томов. Делает вывод: "Одиночество может быть большим благом".

1913 - После выхода из лечебницы отец устроил Дитцена в сельскохозяйственное училище саксонского города Постерштейна. Рудольф получает знания в области учета и управления аграрными хозяйствами. По истечению многих лет Рудольф будет хвалиться тем, что способен идентифицироваться 1200 сортов клубней. В этот период двадцатилетнему Рудольфу постепенно удается обрести самостоятельность, перестать зависеть от семьи, снять отдельное жилье, и заняться поиском работы. Однако, как и сегодня, получение диплома не решало накопившиеся в жизни молодого специалиста проблемы. Работу по специальности - управляющего имением - найти сразу он не смог, пришлось быть подсобным рабочим, и перебиваться случайными заработками в разных местах. Традиционная бюргерская идея «ради обеспечения семьи найти место работы, где проявить высокое чувство ответственности и приверженность к тяжелому труду» стала у будущего писателя идейной основой образа «приличного маленького человека». Этот образ высоко ценится в обществе до сих пор. Но совершенно не рассматривался в политике нацистской Германии.

1914 – В связи с началом Первой мировой войны решается вместе с братом отправиться добровольцем на фронт, и попадает в лейпцигский корпус. После 11 дней обследования отправляется обратно из-за признания его негодным к строевой службе. После возвращения больше времени проводит в общении с животными, чем с людьми.

1916 – Устраивается ассистентом Сельскохозяйственного отдела Земельного ведомства Штеттина в Померании, затем научным сотрудником Берлинской фабрики по выращиванию семенного картофеля. Получает известие о смерти младшего брата на Первой мировой войне. Вновь начинает выпивать и употреблять наркотики.

1917-19 - Прошел курс лечения от наркозависимости и алкоголизма (сначала в Карлсфилде, Галия, затем в Танненфилде, Саксония). К сожалению, лечение эффекта не дало. Из-за растущей зависимости Рудольф Дитцен начинает красть деньги у фермеров, на которых работает аудитором.

1919 – Начинает писать. Придумывает себе литературный псевдоним из двух сказок братьев Гримм: «Счастливый Ганс» и говорящий конь Фаллада из «Гусиной пастушки». Причем конь - из разряда детских страшилок. Голову убитого говорящего правду коня по кличке Фаллада приколачивают над городскими воротами, но заставить ее замолчать не удается.

1920 – Выходит его первый экспрессионистский роман «Молодой Гедешаль» в издательстве «Ровольт». Устраивается бухгалтером в два поместья: одно в Западной Пруссии, на острове Рюген, второе в Мекленбурге, Померании.

1923 – Публикует второй роман – «Антон и Герда». В одном из управляемых Рудольфом хозяйств обнаруживают хищение денег. За что Дитцен получает первый приговор - три месяца заключения.

1924 – Наказание отбывает в тюрьме Графсвальда. После выхода из тюрьмы устраивается бухгалтером и инспектором сразу в несколько поместий.

1925 – Вновь обнаруживается хищения денег. Дитцена приговаривают к лишению свободы на два с половиной года. Отбывать срок его отправляют в тюрьму северогерманского городка Ноймюнстера, недалеко от Гамбурга.

1923-1928 – Рудольф Дитцен испытывает новые тяготы жизни. Ни опубликованные два романа, ни переводы сочинений Ромена Роллана интереса читателей не вызывают. Издатель «Ровольт ферлаг» считает его книги полным провалом. А сам Рудольф на целых шесть лет отказывается что-либо писать. В это время ему в голову приходит идея выкупить оставшийся нераспроданным тираж и сдать в макулатуру. Дитцен живет, как нищий, часто меняя место работы, кочуя от одной фермы на другую. Его день обычно начинался с коньяка на пустой желудок или инъекции кокаина или морфия. Чтобы купить морфин, он даже продает свою одежду и библиотеку. Оказавшись в заключении, он поначалу воспринимает, как избавление, т.к. суровые условия позволяют ему отвыкнуть от пагубных пристрастий.

1928 - В возрасте 35 лет Фаллада вышел из тюрьмы с твердым намерением начать новую жизнь. Старается держаться «на плаву»: устраивается работать к брокеру, где подписывает адреса на почтовых конвертах, в газету «Дженерал Анцайгер», малотиражку г.Ноймюнстера, агентом по рекламе и редактором новостей, даже удается написать репортаж о конфликте между администрацией города и протестующими фермерами. Посещает гамбургскую христианскую группу по реабилитации алкоголиков, где знакомится со своей будущей женой Анной Изель.

1929 - 5 апреля заключен брак Рудольфа Дитцена и Анны Маргариты Изель, простой девушки из крестьянской семьи, которая пошла против запрета семьи и согласилась выйти за Рудольфа. Анна Изель, ласково называемая Рудольфом «Сузи»,  долгие годы будет уравновешивать столь нестабильную жизнь Рудольфа, а заодно и напоминать ему о его обязательствах. Из четырех рожденных в этом браке детей, трое умрут в детстве или младенчестве.

1930 – Возвращается в Берлин, где он снова начал писать, сначала в качестве журналиста. Получает место консультанта у Эрнста Ровольта, в берлинском издательстве «Ровольт». 14 марта рождается сын Ульрих - единственный выживший ребенок Рудольфа и Анны.

1931 – Приходит успех. Выходит его роман «Крестьяне, бонзы и бомбы». Описываемое время - тяжелый экономический кризис в Германии 1920-х годов, процесс над организацией «Ландфольк», призывавшей не платить государству налоги, не исполнять другие гражданские повинности. Маленькие люди, пытаясь выжить, совершают мелкие подлости: идет безжалостная война всех против всех. Роман начал публиковаться одновременно с последними судебными процессами по делу «Ландфольк». Роман имел высокую оценку Томаса Манна, Германа Гессе и Грэма Грина. Роман переиздавался 45 раз в Германии в год публикации. Был снят фильм режиссером Ф.Вендхаусом и опубликованы переводы на 11 иностранных языках. Стал «Книгой месяца» клуба бестселлеров США.  Благодаря успеху Рудольф приобретает дом с террасой в тихом пригороде Берлина - Нойнхагене.

1932 - Международную известность приходит после выхода следующего романа «Маленький человек, что же дальше»? Томас Манн назвал его «болезненной правдой жизни», английский писатель Грэм Грин хвалил за великолепные характеры. Миллионные тиражи, перевод на 20 языков, снят фильм [cтудия «Юниверсал», реж. Франк Бёзадж]. Выход романа попутно спас от разорения издательство «Ровольт», которое, кстати, успешно работает и поныне.
Ганс Фаллада покупает дом в Кравитце, недалеко от города Фельдберга, района Мекленбург, уединенно стоящий на берегу озера, и с энтузиазмом взялся за его обустройство. Годы, прожитые в Карвитце, были самыми плодотворными: за одиннадцать лет Фаллада написал 13 книг.

«Я пишу и пишу, каждый час дня и ночи. Сижу ли я за письменным столом или гуляю, все это - работа. Вся жизнь для меня - книга. Это должно быть так, это не может быть иначе, и потому я стал тем, кем стал».

Радость сменяется горем. Через несколько часов после родов умирает ребенок.

1933 - Семья переезжает в деревню Беркенбрюк, недалеко от Берлина. Во всю идет корректировка сценария экранизации последнего романа для съемок в Голливуде. Приходит к  власти Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП). Узнав, что руководители студии «Юниверсал» евреи, чиновники из НСДАП отзывают права на экранизацию произведения. Автора арестовывают и заключают под стражу в тюрьму Фюрштенвальде. Повод - бывший владелец дома в Беркенбрюке, который выкупил  писатель, обвинил Фалладу в антинацистском заговоре. Стараниями издателя Эрнста Ровольта и нанятых им лучших адвокатов Ганса Фалладу через 11 дней выпускают. Но, в отличии от Гессе и Манна Фаллада не эмигрирует, а возвращается в свой дом на берегу озера и продолжает работать. Гитлеровское правительство многократно вызывает писателя в гестапо на допрос по поводу его деятельности. Всякий раз писатель получает предложение зарегистрировать свое членство в рядах националистской партии. И всякий раз он обещает подумать.

18 июля родилась дочь Лоре. Умирает через несколько месяцев.


1934 - Пишет романы «Кто однажды отведал тюремной похлебки»? и «У нас когда-то был ребенок». Сначала оба романа имели положительные отзывы из нацистских инстанций. Однако потом Министерство народного просвещения и пропаганды рекомендует удалить «Маленького человека» из всех публичных библиотек. Началась пропагандистская кампания против Фаллады. В нацистской прессе появляются разгромные статьи. Это сразу же отразилось на продаже книг. Резкое безденежье становится поводом нового нервного срыва.

1935 - Пишет роман «Байки городского Писаря, вернувшегося на землю» из-за которого разгорается новый конфликт с литературным отделом Рейха, т.к. роман «рассказывал о христианстве, а не об объединяющем народы нацизме». В сентябре Фалладу официально объявляют «нежелательным автором». Запрещается публикации его текстов в Европе. Под запрет попадают даже его переводы иностранной литературы. После нескольких месяцев мучительных переговоров, он получает рекомендацию писать «безвредные» детские рассказы и сказки. Возникают мысли об эмиграции, которые он решительно отвергает.

«Я не могу, как другие герои, уехать за границу и там опубликовывать свою литературу. Я так укоренился в Германии, что не представляю себя способным творить в другом месте». «Я немец, и предпочитаю погибнуть с этим злополучным и благословенным народом вместо ощущения иллюзорного счастья на чужбине».

Июль 1936 – май 37-го - 800 страниц романа «Волк среди волков» написаны за 9 месяцев.

«Я писал, не поднимая глаз и не оглядываясь ни влево, ни вправо».

Сразу за появлением романа из гестапо приходит очередной вызов на допрос. Однако все разрешается письмом от Геббельса, который называет новую работу Фаллады – «суперкнигой». Интерес Геббельса к Фалладе будет расти, как и его чудовищные планы. Так начнется длинный путь брожения таланта по лабиринту сложных отношений с властью. Сначала Геббель попросит у Фаллады написать сценарий для документального фильма, отчего у писателя появится доступ к историческим документам о жизни немецких семей до 1933 года. Затем Геббельс предложит Фалладе составить текст антисемитского манифеста.

Из романа «Волк среди волков»: «Разве я реформатор? Учитель? Нет, я всего лишь портретист». Начиная с этой книги, Фаллада избегает напрямую и открыто поднимать идеологические вопросы, используя такие приемы повествования, как иносказание, ирония, метафоры, тропы, символы. При этом точно описывает портрет социального и экономического становления фашизма, движущая сила которого - деньги. И только хищники решаются сказать правду об общество, переставшем видеть и говорить правду о себе.

1938 – Следующий роман - «Железный Густав» - высоко оценен гитлеровским правительством. Книга - взгляд на лишения и трудности вызванные Первой мировой войной. Однако после прочтения рукописи Геббельс рекомендовал Фалладе увеличить временной отрезок описываемой истории, включив рост нацизма и его позитивную роль в решении проблем войны и Веймара. Фаллада написал несколько различных версий, прежде чем капитулировать под давлением Геббельса и вновь пошатнувшегося финансового положения семьи.
Сюжет планировали использовать для создания фильма, в главной роли - Эмиль Дженнингс. Но съемки не состоялись. Вернуть роману первоначальный вид писатель до конца жизни не успел. Рукопись «Железного Густава» так и не была найдена. В 1962 году вышла в Восточном Берлине книга в восстановленном редакцией «Строитель» варианте.

К концу года Фаллада все-таки решается эмигрировать. Его британский издатель Джордж Патнэм прислал частный катер. Но Рудольф в последний момент отказывается. По словам биографа писателя - Дженни Уильямс, Фаллада собрал вещи и уже грузил их в машину, когда вдруг сказал жене, что хотел бы в последний раз прогуляться по участку. «Когда вернулся спустя некоторое время, - пишет Уильямс, - он заявил, что не может оставить Германию и им следует распаковываться». В завершении года заканчивает цикл рассказов для детей – «Байки из Бедокурии».

1939 – Сдает в цензурный комитет гестапо готовый роман «Маленький человек - большой человек. Все смешалось». Написан специально по заказу гитлерюгенда цикл сказок «Сырная голова рассказывает: Приключения Мурра и Макса». Фаллада назвал это время «голодной эпохой, эпохой волка»: принятие Нюрнбергских законов, лишение евреев гражданства, открытие концентрационных лагерей, вторжение и завоевание Европы немецкими войсками. Сын писателя - Ульрих Дитцен любит вспоминать, как он, будучи еще ребенком, бегал по узким коридорам дома на ферме за городом, на берегу озера Карвиц, в 72 милях от пропахшего войной Берлина, где они жили семьей, целыми днями звучал стук пишущей машинки Remington, запах дыма - отец курил больше ста сигарет в день, и кудахтанье гусей, гуляющих сами по себе. Отец очень много работает.

1939-45 - Вторую мировую войну проводит в Германии во "внутренней эмиграции". Друг, неоднократно спасавший Рудольфа, издатель Эрнст Ровольт помочь не мог, т.к. его издательство во время войны было закрыто нацистами.

1940 – 3 апреля рождается и умирает четвертый ребенок Ахим.
Окончен роман «Нелюбимый человек». С трудом добивается публикации.

1941 – Заканчивает цикл рассказов «Приключение Вернера Квабса». Добивается публикации.

1942-43 – Пишет две книги воспоминаний о детстве «У нас дома в далекие времена» и «Сегодня у нас дома». Добивается публикации.

1943 - Роман "Человек хочет наверх". Публикацию запрещают. Выйдет в свет уже после смерти в 1953 г. Гестапо отправляет писателя отбывать временную трудовую повинность перед Рейхом во Францию.

1944 - Стал рушиться брак с Анной Иссель. Ганс Фаллада вновь начинает много пить. Анна Дитцен предлагает брак расторгнуть, и 5 июля развод официально оформляют. Однако через пару месяцев, во время ссоры, писатель стреляет в бывшую жену. Перед смертью Анна Дитцен в интервью биографу Дженни Уильямсу признается, что ей удалось выхватить пистолет из рук мужа, и даже ударить его по голове. Однако в заявлении, которое жена написала в полиции, ни слова про пистолет не сказано, только обвинение в попытке убийства. Фалладу вновь отправляют в сумасшедший дом.

В этот период Фаллада хватается за любые проекты, чтобы разорвать сковавшее кольцо его проблем. Пишет сборник рассказов «Фридолин, нахальный барсучок». В публикации отказано. Его вновь вызывают к Геббельсу, который просит написать антисемитский роман, рассказывающий об известных случаях мошенничества с участием еврейских финансистов XIX-XX вв. После обычного обещания «подумать» его сажают в машину и увозят в убежище для «невменяемых преступников», что, по сути, означало смертный приговор. Там, под предлогом исполнения задания Геббельса ему удается получить бумагу и письменные принадлежности. Этот факт спасает его от практикуемого в клинике жестокого обращения с пациентами: издевательств, насилия, стерилизации и смерти. Фаллада принимает решение ввести в текст шифр, сокращения, позволяющие избежать контроля и разоблачения. Вместо антисемитского он создает автобиографический роман «Пьяница» - своего рода эпитафию, рассказывающую о том, что между недугами и нацизмом прямая связь. Текст романа пишет в течении двух недель, листы заполняются целиком, даже в свободных уголках дописываются строчки. Писатель путал и шифровал послание. Расшифровка записи - смертная казнь. Обошлось. И в декабре его выпускают. Разобраться в записях удалось уже после смерти. Первое издание книги вышло в 1950 году. В виду разорванности повествования книга передает все призраки разрушения сознания. Писатель в ней балансирует на грани безумия. Фрагмент, в полной мере передающий трагизм мироощущения писателя в последние годы его жизни:

«Ты идешь своим путем, и вдруг этот путь обрывается, и ты низвергаешься в бездну… Но и падение - тоже жизнь… Трудно понять, что это за наслаждение: позволить себе неудержимо падать все ниже и ниже, туда, в зияющую пустоту, в ничто…».

Ложится в психиатрическую больницу в Стрелице.
Знакомится с Урсулой Лош, 22-летней богатой и привлекательной вдовой.

1945 - 1 февраля женится на Урсуле Лош, которая, как и Фаллада пила и употребляла наркотики. Ее постоянно растущие долги становились дополнительным источником беспокойства.
После разделения Германии на оккупационные зоны, Фаллада оказался в советской части. Как известного писателя ему предложили выступить с речью на церемонии по случаю окончания войны. После чего он был назначен временным мэром Фельдберга. Однако выдержать бюрократической рутины не мог. Через 18 месяцев он покидает пост бургомистра, но обещает заняться организацией литературного истеблишмента Германской демократической республики. Переезжает в Берлин, становится внештатным сотрудником газеты "Обзор дня" [Tagliche Rundschau], знакомится с поэтом Иоганнесом Р.Бехером, будущим Министром культуры ГДР. Позже Бехер назовет этот период «двумя самыми отчаянными годами борьбы за жизнь» Фаллады.

1946 - Работает над романом «Кошмар». Страдает от наркотиков и алкоголя. Оказывается в берлинской психиатрической клинике в Шарите, где получает известие от Йоханнеса Бехера об открытии личного доступа в архивы гестапо. Осенью выходит из психиатрической больницы, и в октябре-ноябре пишет роман «Каждый умирает в одиночку». Срок написания - 24 дня. Высокая скорость была обычна для Фаллады, с начала 1930-х годов писавшего свои книги в очень быстром темпе. Сам заметил однажды, что его "писательские атаки" слабо отличались от запоя или наркотического срыва.

1947 - 5 февраля, через 3 месяца после окончания романа Рудольф Дитцен - известный писатель Ганс Фаллада - умер от остановки сердца во время очередного реабилитационного курса в медицинском центре Берлина - Нидершонхаузене. Шел 54-й год его жизни. Книга «Каждый умирает в одиночку» увидела свет через 3 недели после смерти писателя.

Похоронили в Панкове - районе Берлина, но позже останки перевезли в Карвиц, где он жил с 1933 по 1944 год.

После похорон из-за образа жизни единственной наследницы Урсулы Лош, многие из неопубликованных работ Ганса Фаллады были утеряны или проданы.

Издания, вышедшие в свет после смерти Ганса Фаллады:
«Кошмар» (1947)
«Пьяница» (1950)
«Два нежных ягненка, белых как снег. Небольшая история любви» (1953).
«За час перед сном» (1954)
«Довольно большой Молодой человек» (1965).
«Этот негодяй, Фридолин» (1959, перевод Р. Михаэлиса-Жена Рэтклифф)
«Молодой человек – слишком большой»? (1965)
Сборник рассказов (1967)
«Победа Лизи и другие сказки» (1973)
«Хоппельпоппель, ты где»? И другие детские рассказы (1989)
«Фрюверк Фаллады из двух полос» (1993, ред. Гюнтер Каспар)
«Визль Кин. Глупец Шалькемарен» (1995, ред. Гюнтер Каспар)
«Три года человека: опыт, навык, вымысел. История наследия: 1929-1944» (1997, ред. Гюнтер Каспар)
«Заключенные, камера 32: Дневник. 22 июня – 2 сентября 1924» (1998, ред. Гюнтер Каспар)
«Неудача и успех ребенка: сказка для детей и тех, кто их любит» (1998)
«Мой отец и его сын: переписка» (2004, ред. Ульрих Дитцен)
«Уйти лишь на-половину: Письма одного замужества» (2007, ред. Ульрих Дитцен)
«Всегда ускользающий: переписка с издателем Ровольтом» (2008, ред. Майкл Тотберг и Сабин Бак)
«В моей стране: Дневник» (2009, ред. Дженни Уильямс и Сабины Ланг)

Кино и телеверсии произведений Ганса Фаллады:
«Крестьяне, бонзы и бомбы» (1931)
1973 - телефильм (5 серий), Режиссер - Эгон Монк. Производство - Северо-Германское радио (NDR).

«Маленький человек - что теперь»? (1932)
1933 - Фильм. Режиссер - Фриц Вендхаузен. Сценарист - Герберт Сельпин. В главной роли - Германа Зимиг, Герта Тиле, Виктор де Кова, Ида Вюст.
1934 - фильм. Режиссер - Франк Борзаг. Сценарист - Уильям Энтони МакГвайер. В главной роли Маргарет Салливан, Дуглас Монтгомери , Алан Хейл.
1967 - телеспектакль. Режиссер - Ханс-Йоахим Каспржык. Клаус Йорн, в ролях: Арно Визниевский, Ютта Хоффманн, Инге Келлер, Вольф Кайзер.
1973 - телефильм. Режиссер - Петр Задек. Производство - Западногерманское радио (WDR).

«Старое сердце отправляется в путешествие» (1936)
1938 - Фильм. Режиссер - Карл Янгханц. В главных ролях: Евгений Клофер, Хельга Марольд, Мэли Дельшафт, Герхард Бинерт, Карл Кульман.
1987 - телефильм. Режиссер - Ханс Кноч.

«Каждый умирает в одиночестве» (1947)
1962 - телефильм. Режиссер - Фальк Харнак. Производство – «Сендер Фраез Берлин» (SFB)..
1970 - телесериал. Режиссер - Ханс-Йоахим Каспрцик. Производство – «Дойче фильм» (DEFA). В ролях: Эрвин Гешоннек, Эльза Грубе-Дайстер, Вольфганг Килинг, Дитер Франке.
1975 - телесериал. Режиссер - Альфред Форер. Производство - Западная Германия: Лиза-Фильм, Константин (Мюнхен), и Терра-Фильм Кунст (Берлин). В ролях Хильдегард Книф, Карл Раддац, Мартин Хёрзе, Герд Бокман и др.
2004 - телефильм. "Я знаю саму смерть". Режиссёр - Душан Клейн. Производство - Чехия. Оператор - Петр Бена. Музыка - Милан Дворжак. В ролях: Алоис Свехлик, Яна Хловакова, Мирослав Донутил, Мирослав Таборский, Жденька Прочажкова, Павел Криц, Вероника Женикова и др.

«Пьяница» (1950)
1995 - Телефильм. Режиссер - Том Тоелле. Производство – «Артурс-фильм». В ролях: Харальд Джанке, Ютта Вачовиак, Дебора Кауфман, Эберхард Эше, Кристиан Грашоф.

В 1983 году основано общество «Друзья Ганса Фаллады», которые проводит активную политику продвижения творчества писателя к миллионам читателей. Официальный сайт

В городе Нойманстере вручается ежегодная литературная премия, названная именем писателя – «The Hans Fallada Prize».

Художник и писатель Билли Чайлдиш под влиянием романа Фаллады нарисовал картину «Пьяница» (1997). Влияние Фаллады особенно отразилось в романе «Сексуальные преступления Фатчера» (2004).
Официальный сайт Билли Чайлдиша

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
livejournal
Nov. 10th, 2013 12:19 pm (UTC)
АНТИФАШИСТСКИЙ СПЕКТАКЛЬ ЛЮКА ПЕРСЕВАЛЯ
Пользователь art_nadzor сослался на вашу запись в записи «АНТИФАШИСТСКИЙ СПЕКТАКЛЬ ЛЮКА ПЕРСЕВАЛЯ» в контексте: [...] 3. Ганс Фаллада – [см.тут [...]
livejournal
Jan. 27th, 2016 12:17 pm (UTC)
Георгий Свиридов. О литературе ХХ века. («Наш Современн
Пользователь cultprosvet_mag сослался на вашу запись в своей записи «Георгий Свиридов. О литературе ХХ века. («Наш Современник», 2005 № 01)» в контексте: [...] сердце, книги Ганса Фаллады излучают мудрость, силу и веру в себя. Cпешите читать их. (источник [...]
livejournal
Jan. 27th, 2016 02:16 pm (UTC)
Георгий Свиридов. О литературе ХХ века. («Наш Современн
Пользователь uehlsh сослался на вашу запись в своей записи «Георгий Свиридов. О литературе ХХ века. («Наш Современник», 2005 № 01)» в контексте: [...] сердце, книги Ганса Фаллады излучают мудрость, силу и веру в себя. Cпешите читать их. (источник [...]
livejournal
Jan. 28th, 2016 03:27 pm (UTC)
ГАНС ФАЛЛАДА. БОРЬБА ЗА ЖИЗНЬ
Пользователь uehlsh сослался на вашу запись в своей записи «ГАНС ФАЛЛАДА. БОРЬБА ЗА ЖИЗНЬ» в контексте: [...] Оригинал взят у в ГАНС ФАЛЛАДА. БОРЬБА ЗА ЖИЗНЬ [...]
(Anonymous)
Aug. 24th, 2016 12:59 pm (UTC)
Очень интнресно и подробно, спасибо! только сказки из которых взят псевдоним написал не Андерсон, а братья Гримм, исправьте.
leonidluchkin
Aug. 24th, 2016 05:11 pm (UTC)
Спасибо большое. Сейчас же исправлю.
livejournal
Sep. 11th, 2017 12:35 pm (UTC)
Георгий Свиридов. О литературе ХХ века. («Наш Современн
Пользователь raasta сослался на вашу запись в своей записи «Георгий Свиридов. О литературе ХХ века. («Наш Современник», 2005 № 01)» в контексте: [...] сердце, книги Ганса Фаллады излучают мудрость, силу и веру в себя. Cпешите читать их. (источник [...]
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

leonidluchkin
leonidluchkin

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel